Правила игры в шахматы
Обучиться игре в шахматы можно в течение этого лета в Сочи

Правила игры в шахматы

Совершенно ясно, что стать мастером в любом деле непросто. И для этого недостаточно просто освоить правила – потребуются месяцы и годы практики. Шахматы – логическая игра, требующая навыков анализа, стратегического планирования, нетрадиционного подхода к решению сложных задач и принятия решения. И она базируется на определенных законах. Правила игры в шахматы, изложенные в этой статье, помогут детям и взрослым быстрее освоить основные принципы перемещения фигур на доске и перейти к практической части этого увлекательного занятия. Чтобы ничего не забыть, используйте размещенные здесь рекомендации в своей первой самостоятельной партии!

Правила игры в шахматы для начинающих самого юного возраста легко освоить на наших практических уроках летом 2021 года. Записывайтесь!
Очень актуально для детей и взрослых в период пандемии освоить старинную игру

Правила игры в шахматы – история возникновения

Считается, что игра была изобретена 1500 лет назад в Индии. С тех пор она немного изменилась. Например, в XV веке появилась такая фигура, как «королева», а в XIX столетии произошли незначительные корректировки движения некоторых фишек.  Но, в целом, можно сказать, что правила игры в шахматы сохраняют свой первоначальный вид практически так же незыблемо, как и «Декларация независимости» США.

Цель игры

Основная задача каждого из противников – поставить мат королю соперника. Термин «мат» является изменением персидской фразы «Шах Мат», буквально означающей «король попал в засаду», где

  • Шах – это «король».
  • Мат – «в засаде».

В корне не верна трактовка, при которой утверждается, что «Шах Мат» переводится, как «Король Мертв».

Уроки игры в шахматы проходят весело и увлеченно.

Общие правила игры в шахматы

Здесь приведем основные принципы маневров, совершаемые фигурами соперников, без пояснения особенностей перемещения фишек по полю:

  1. Белые всегда ходят первыми.
  2. Ходы противниками осуществляются по очереди.
  3. Каждое движение подразумевает перестановку на доске одной фигуры, в том числе, включая захват фишек соперника.
  4. Если у игрока наступила очередь совершения очередного хода, но маневров на доске нет, то такая ситуация называется «пат». Правила игры в шахматы прямо указывают в этом случае на необходимость завершения игры соперников ничьей. При этом у королей игроков не должно быть угрозы в виде шаха.
  5. Все фигуры имеют свои собственные правила перемещения по доске.
  6. Фишки в процессе хода меняют свое положение, по сравнению с текущим, или захватывают противника, занимая его клетку.
  7. Только конь может двигаться, перемещаясь через другие фишки. Все остальные фигуры маневрируют исключительно через свободные клетки. Правила игры в шахматы указывают на то, что если на пути любой из фигур, кроме коня, имеется препятствие, то его нужно устранить и только потом, другим ходом, можно будет продолжить движение.
  8. Конь убивает фишку противника на клетке, где заканчивается его движение.
  9. Когда королю угрожают захватом, и он не может защитить себя или убежать, это называется “шах”.
  10. Правила игры в шахматы запрещают оставлять короля под шахом. Игрок обязан сделать ход, устраняющий угрозу.
  11. Мат случается, когда король поставлен под шах, и у него нет возможности для побега. Это является окончанием игры, в которой победитель – атакующая сторона.
Король может ходить в любую сторону, но только на одну клетку!

Шахматы очень полезны для развития мыслительных способностей детей. Познакомить своего малыша с игрой можно уже с 4-х лет – именно в этом возрасте отлично усваиваются базовые правила игры в шахматы.

Опыт нашей студии показывает, что уже за пару занятий дети отлично усваивают предложенный материал, и могут начинать применять их на практике.

Записаться к нам на обучение или на пробное первое занятие детей или подростков можно по телефону

8 (918) 007-56-35. Также можно Заказать обратный звонок или отправить нам сообщение по адресам, указанным на сайте.

Шахматные правила предписывают четкие маневры для каждого вида фигур.
Так из начально1 позиции ходит конь

Настройка начальной позиции

Перед началом игры фишки обоих соперников расставляются в противоположных концах доски – это предписывают правила игры в шахматы.

  1. Доска состоит из восьми рядов и восьми столбцов. То есть, представляет из себя 64 квадрата чередующихся цветов.
  2. Каждая клетка находится на пересечении определенных буквы и цифры. Потому что вертикальные ряды клеток обозначены буквами от А до Н, начиная от левого фланга белых (т.е. ферзевого фланга), до правого фланга белых. Точно так же горизонтальные ряды нумеруются от 1 до 8, начиная с ближайшей стороны поля белых. Таким образом, каждый квадрат доски однозначно идентифицируется буквой и порядковым номером.
  3. Согласно правил игры в шахматы, в начальной настройке позиции светлый ферзь расположен на белом квадрате, а темный ферзь – на черном квадрате.

Чтобы быть уверенным в том, что вы разместили фишки на поле перед своей самой первой игрой правильно, рассмотрите внимательно рисунок. Выучить правила игры в шахматы может любой человек, начиная уже с 4-х лет. А вот освоение процесса до высокого уровня профессионализма потребует годы тренировок и изучения партий великих гроссмейстеров.

Правила игры в шахматы включают в себя расстановку фигур в начальной позиции
Правильная начальная расстановка фигур для белых и черных

Правила игры в шахматы в маневрах фигур

В игре существует шесть видов фишек. Каждая из них имеет свою начальную позицию на доске. А все перемещения фигур должны соответствовать четким правилам:

  1. Король может двигаться ровно на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали. Не чаще одного раза в каждой игре королю разрешается сделать специальный ход, известный как «рокировка». Этот элемент используется для усиления защиты главной фигуры, без которой игра невозможна.  
  2. Правила игры в шахматы выделяют ферзя (королеву), как наиболее свободную в перемещении фигуру. Эта фишка может двигаться на любое количество свободных квадратов по диагонали, горизонтали или вертикали.
  3. Ладья маневрирует на любое количество свободных клеток по вертикали или горизонтали. Она также используется в рокировках.  
  4. Слон движется по доске в диагональных направлениях на любое количество клеток.
  5. Маневры коня всегда идентичны друг другу – его ход напоминает букву «Г», но может осуществляться в любом направлении от текущей позиции.
  6. Пешки двигаются вперед обычно на одну клетку, если она не занята. Первый ход пешка может совершить даже на две клетки, если они свободны. Правила игры в шахматы запрещают пешке совершать маневр назад.

Все фигуры совершают боевые действия, замещая фишки противника, которые стоят на их пути, собой. Пешки – единственные фигуры, которые бьют иначе, чем ходят. Они могут захватить вражескую фигуру на любой из двух клеток, примыкающих к ним по диагонали. Ходить таким же образом шахматные правила им запрещают.

Шахматы правила игры для новичков: принцип рокировки изображен схематично на обеих сторонах доски.
Принцип проведения рокировки: король шагает через одну клетку, а ладья становится на ту клетку, которую король перешагнул.

Рокировка

Этот маневр – единственный случай в шахматной игре, когда за ход передвигается более одной фигуры. Рокировка была изобретена в 1500-х годах, чтобы ускорить игру и улучшить баланс атаки и защиты.

Правила игры в шахматы описывают этот маневр так:

Во время рокировки король перемещается на две клетки в сторону ладьи, с которой он намеревается рокироваться, а ладья перемещается на клетку, через которую прошел король.

Рокировка разрешена только при соблюдении всех следующих условий:

  • Ни король, ни ладья, участвовавшие в маневрировании, не сдвигались ни разу с исходной позиции.
  • Между королем и ладьей не должно быть фигур.
  • Король не находится под шахом, а также при совершении хода не окажется на поле, которое атаковано вражеской фигурой. Ладье при этом разрешено находиться под атакой и проходить через атакованное поле.

Правила игры в шахматы – маневр En Passant (мимоходом)

Эта ситуация может произойти только тогда, когда пешка переместилась на две клетки при первоначальном движении. Когда это случается, противник имеет возможность взять передвинутую пешку «на проходе» или “мимоходом”, как если бы она передвинулась только на одно поле. Однако такой маневр можно сделать только один раз за игру.

 Ход En Passant был разработан после того, как пешкам было разрешено передвигаться более чем на одно поле во время их первоначального хода.

Правила игры в шахматы - как ходят фигуры. Техника En Passant для новичков.
En Passant схематично: пешка белых делает большой шаг из начальной позиции. Пешка черных обходит ее по диагонали, одновременно захватывая, и движется дальше по обычным правилам.

Правила игры в шахматы описывают этот маневр как способ сохранения ограничений, налагаемых медленным движением фигуры, и в то же время ускорить игру.

Слон белых, стоящий напротив короля черных, не представляет угрозы, поскольку он может ходить только по диагонали, т.е., не способен сделать “шах” в этой позиции. Король белых прошел рокировку и находится под защитой.

Продвижение пешек

Если пешка достигает края стола соперника, она превращается в ферзя, ладью, слона или коня – по желанию игрока. Правила игры в шахматы не ограничивают выбор фигуры. Поэтому теоретически за игру можно получить до девяти ферзей или до десяти ладей, слонов или коней, если все пешки дошли до края поля.

Добавить комментарий