У многих людей вызывают сложности отдельные правила орфографии. Ученые считают русский язык одним из наиболее сложных инструментов коммуникаций. Поэтому ничего нет странного, что правописание -тся и -ться урок 4 класса школьного курса русского языка, — благополучно погибает под наслоениями других премудростей. Ошибочное использование описываемых конструкций может привести не только к снижению балла на ЕГЭ, но и к потере престижного места работы. Ведь безграмотные специалисты никому не нужны.
«Правописание -тся и -ться» урок, который надо выучить
Как консультант по вопросам оценки сотрудников первого уровня, работающих с клиентами, я часто применяю тесты для определения общей грамотности при приеме новых сотрудников. К сожалению, они почти всегда удручают. На мой взгляд, существует три основных причины, которые коренным образом влияют на снижение общего уровня грамотности у выпускников средних школ и даже вузов:
- Перегруженность школьной программы и, как следствие, недостаточное количество уроков русского языка.
- Низкий уровень знания литературных произведений. Дети попросту мало читают. А этот факт косвенно влияет на формирование грамотности.
- Платная возможность получения образования порождает огромное количество «специалистов» с невысоким уровнем подготовки и навыков выполнения творческих заданий письменного формата.
У нас в компании вновь принимаемым сотрудникам предлагается написать эссе на одну из 20 стандартных тем разборчивым почерком на 3 страницы формата А4. Среднее количество ошибок достигает 20-30, среди которых основная – правописание -тся и -ться. Урок по данной теме я решила опубликовать в общем доступе.
Как же правильно писать
Чтобы раз и навсегда избавиться от досадной ошибки, нужно запомнить всего одну особенность. Итак, осваиваем правописание -тся и -ться. Урок очень простой, чтобы его выучить, достаточно один раз понять:
- К каждому глаголу можно поставить вопрос.
- Если поставленный вопрос звучит, как «что дела[ть]? что сдела[ть]?», то не колеблясь пишем –[ться].
- Если же мы используем вопрос «что делае[т]? что сделае[т]?», то необходимо в слове писать –[тся].
Примеры:
- Он катае[тся] на санках (что делает?).
- Он двине[тся] в мою сторону (что сделает?).
- Не спеши брани[ться], чтобы потом не мири[ться] (что делать?).
- Прежде чем взлететь, надо опери[ться] (что сделать?).
Примеры из пословиц и поговорок
Для иллюстрации использованного правила, я решила подобрать несколько интересных пословиц. Согласитесь, всегда интереснее учить какое-то правило, имея не менее интересные примеры:
- С умным браниться – ума набираться, с дураком помириться – свой растерять.
- Красота вскоре приглядится, а ум надолго пригодится.
- Умный любит учиться, а дурак поучать.
- Если дурак родится, то всему свету беда.
- Ежели заставить дурака Богу молиться, то он лоб разобьёт.
- Пугаться волков — значит, быть без грибков.
- Кто боится несчастья, у того и счастья не бывает.
- Сидит, пыхтит, надувается, да долго в лапти обувается.
- В чужих глазах краюха ковригой кажется.
- Везде, где счастье плодится, зависть тоже родится.
- Кто родится кулаком, тому в ладонь не разогнуться.
- Все на свете может пригодиться, кроме того, что не родится.
Как видите, правописание -тся и -ться урок простой. Осталось лишь запомнить его и всегда использовать.
Желаю удачи при сдаче тестов и в написании любых творческих работ!
Автор: Елена Львовна Мехова, репетитор русского языка и литературы РЦ «Гильдия наук».