Главная \ Самоуважение в ребенке

Самоуважение в ребенке

iStock_000016791185Medium

За последние 30 лет многие психологи советовали обращать особое внимание, при воспитании ребенка, на важность укрепления детского самоуважения. Самоуважение отражает меру позитивного отношения к себе, что, в свою очередь, показывает степень уверенности человека в себе, его эффективность в достижении своих целей и чувство собственной значимости.


Самым простым инструментом развития в ребенке самоуважения, для родителей и учителей, являются похвалы. На интуитивном уровне понятно, что если он хорошо справился с заданием, тогда похвала повысит его самоуважение. Тем не менее, не все так однозначно.


Некоторые похвалы усиливают веру в то, что у ребенка есть конкретные черты или таланты («Тебе так легко дается математика» или «Ты умен»). Подобные похвалы могут привести его к убеждению в том, что ключевые способности зависят от талантов. В том случае, если дети полагают, что у них есть талант в какой-либо области, то, когда у них возникают трудности в этой конкретной области, они могут решить, что исчерпали границы своего таланта, и склонны сдаваться. Таким образом, ребенок, полагающий, что у него есть талант в математике, может перестать стараться, когда начнет изучать алгебру и найдет ее слишком сложной для понимания.


Похвалы должны фокусироваться на усилиях, к примеру, «Ты хорошо постарался». Похвалы приложенным усилиям, учат детей развивать умственные способности. Дети, которые считают, что приобретают новые навыки, сталкиваясь с трудностями, чаще всего предпочитая упорнее постараться, нежели сдаться.
Последние исследования демонстрируют, какое влияние оказывают чрезмерно восторженные похвалы на детей. Примером излишне восторженной похвалы могут быть утверждения вроде: «Ты нарисовал невероятно прекрасную картину», вместо «Ты нарисовал красивую картину».


Родители пытаются повысить степень самоуважения детей с крайне низкой самооценкой при помощи подобных восторженных похвал. Несмотря на благие намерения, восторженные похвалы приводят к обратному результату, так как дети с низкой самооценкой приходят к выводу, что только экстраординарные результаты порадуют родителей. Подобные дети будут уклоняться от новых трудностей, чтобы соответствовать родительским ожиданиям. С другой стороны, дети с высокой самооценкой будут относительно прохладно относиться к восторженным похвалам.


Обучение детей важно фокусировать на приложении усилий для преодоления трудностей и проблем. Безусловно, детям важно иметь адекватную самооценку, но, если фокусироваться только на том, как дети к себе относятся, не уделяя внимания их обучению, тогда существует опасность нанести больше вреда, чем пользы.