Главная \ История и Обществознание \ Методика преподавания истории

Методика преподавания истории

Следует отметить, что существует множество методик подготовки к ЕГЭ по обществознанию и истории, однако предлагаю остановиться на основополагающих, именно тех которые стали результатом многолетнего поиска и работы.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся индивидуально, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда учащиеся могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Более эффективным обучение становиться тогда , когда учащиеся:

• могут связать новый материал с предыдущим;

• заинтересованы в том, что делают;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• работают в подходящем для них темпе;

• могут оценить собственные успехи.

Одним из эффективных методов подготовки является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно. Это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям.

Важным элементом подготовки к ЕГЭ является работа по формированию ведущих понятий курса. Для этого, учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные и устные опросы. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учащимся, так и группой в целом (в случае группового занятия). Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

Основополагающим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц, где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др.

Следует отметить что наиболее сложная часть экзамена по обществознанию – эссе. Для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

* П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);

* О- обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает);

* П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами;

* С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Обобщая выше изложенное, можно выделить следующие этапы как индивидуальной, так и групповой подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию:

1 этап – работа с понятиями;

2 этап – работа с текстами : развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – закрепление и самопроверка своих знаний;

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

Таким образом, при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию, прежде всего необходимым является использование системно - деятельностного подхода, а так же поэтапная подготовка учащихся. Данная подготовка позволяет организовать подготовительный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого учащегося в партнёрском взаимодействии с педагогом.