Индивидуальные занятия по истории

i (2)

 

Всем известно, что самый эффективный способ выучить предмет – это индивидуальные занятия с хорошим педагогом. Сколько бы ни было достоинств у классно-урочной системы, как бы ни старались учителя использовать индивидуальный подход при работе с группой, все равно при возникновении сложностей, вопросов, при необходимости углубленного изучения предмета, требуются занятия один на один.

В Репетиторском Центре "Гильдия Наук" с самых ранних дней основания существует четкая система индивидуальных занятий.

Система индивидуальных заданий по истории, имеет некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы, как на уроке, так и дома:

1) Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.

2) Индивидуальная практическая работа (практикум) наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда –  в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим).

3) Необходимо использовать задания разных уровней сложности – от узнавания до оценки (по классификации Блума*), причём уровень сложности должен постепенно повышаться и в пределах одного практикума, и, естественно, от класса к классу. Кроме того, необходимо различать как базовый и профильный уровни изучения предмета, так и индивидуальные возможности разных учеников.

4) Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Ученики учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.

Алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока:

А. Определение целей и отбор материала:

  1. Определение области ранее полученных знаний, которые должны быть применены в процессе самостоятельной работы.
  2. Определение области новых знаний, которые должны быть получены в процессе самостоятельной работы.
  3. Выделение главного в изучаемом материале.
  4. Определение тех мыслительных операций и учебных умений, которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.
  5. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и ролью изучаемой темы в курсе истории.
  6. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной практической работы (возможны и даже желательны, особенно в старших классах, комбинированные варианты).
  7. Формулировка цели самостоятельной практической работы для учащихся.

Б. Основной материал для изучения:

  1. Документ (исторический источник, научный, публицистический или художественный текст)
  2. Текст учебника
  3. Видео- или аудиоматериал
  4. Историческая карта, картина